Объём мирового рынка программного обеспечения для роботизированной автоматизации процессов (RPA) в 2019 году достиг $1 млрд, что почти вдвое больше показателя годичной давности, подсчитали в исследовательской компании Wikibon (данные обнародованы 17 февраля 2020-го). Спрос на RPA-решения стремительно растёт. Ожидается, что в 2020 году этот рынок вырастет на 90%, а в последующие два года — на 84% и 71% соответственно.

Лидеры рынка RPA и прогноз по продажам, данные Wikibon

По словам аналитиков, софт для роботизированной автоматизации процессов к началу 2020 года является одной из самых нашумевших технологий, которая набирает популярность благодаря тому, что крупные компании стремятся ускорить свои бизнес-процессы за счет автоматизации повседневных офисных задач. Большой интерес вокруг RPA во многом обусловлен огромными денежными вливанием на этом рынке. Так, два крупнейших производителя таких решений — Automation Anywhere и UiPath — привлекли $1 млрд и были оценены инвесторами в $14 млрд.

Как пишет издание SiliconANGLE, на первый взгляд рынок RPA кажется переоценённым, поскольку суммарная рыночная стоимость лидирующих вендоров в 2019 году оказалась в 17 раз больше объёма рынка. Но со временем этот показатель будет снижаться (в 2025 году он может стать 5,4-кратным), равно как и реализация RPA-программ. Старший аналитик исследовательского агентства Wikibon Дэйв Велланте (Dave Vellante) считает, что к 2025 году рынок начнёт приносить игрокам прибыль, по крайней мере крупным производителям. К этому времени годовые продажи RPA-продуктов достигнут $75 млрд.

По словам специалистов, будущее рынка RPA будет зависеть от его способности разбиваться на большее количество вариантов использования решений с более глубокой интеграцией бизнеса. Вендоры могут «преодолеть пропасть» и предоставить полезные системы с небольшим объемом кода для специалистов в данной области, которые могут доработать технологии под конкретные нужды.

Прогноз по прибыли на рынке RPA, данные Wikibon

«Об этой идее гиперавтоматизации много говорили, но она действительно имеет смысл, — говорит Велланте. — Компании, объединяющие RPA с умным анализом процессов и машинным интеллектом, который управляет аналитикой процессов, имеют большой потенциал, при условии, что организационные моменты могут быть устранены. Нужно поместить данные процесса и аналитику в ядро для принятия решений и изменений.»

Изначально RPA-системы позиционировались как средства выполнения простых и однообразных рутинных операций, например — занесения данных в учетные и иные системы. Даже такое простое применение дало бизнесу большие возможности в плане оптимизации бизнес-процессов и ИТ-систем.

Например, появилась возможность относительно простой интеграции современных решений с унаследованными (API которых утеряны и, соответственно, программная интеграция затруднительна); внос данных одновременно в новую систему, находящуюся в стадии опытно-промышленной эксплуатации (а потому могущую преподнести сюрпризы) и в старую с целью обеспечения бесперебойности работы, если с новой что-нибудь пойдет не так, и т. д.

Например, появилась возможность относительно простой интеграции современных решений с унаследованными (API которых утеряны и, соответственно, программная интеграция затруднительна); внос данных одновременно в новую систему, находящуюся в стадии опытно-промышленной эксплуатации (а потому могущую преподнести сюрпризы) и в старую с целью обеспечения бесперебойности работы, если с новой что-нибудь пойдет не так, и т. д.

Расходы на решения RPA в зависимости от сегментов

Аналитики считают, что у любого, кто сможет вырваться вперёд и достичь большой скорости работы на рынке RPA, вероятно, будет очень светлое будущее. Но вряд ли найдется место для всех, поскольку рынок все еще довольно мал по сравнению с более крупными отраслями, такими как облачные сервисы.

«Это больше рынок, на котором победитель забирает всё, а объём здесь далеко не триллион долларов. Это десятки миллиардов долларов и, возможно, будет $30 млрд. На мой взгляд, борьба здесь идёт за выживание, — сообщил аналитик.»

И победителями, скорее всего, будут те компании, которые уже добились первых результатов. В самом деле, даже для крупных игроков, занимающихся разработкой программного обеспечения, таких как Microsoft и SAP, не так много места на рынке RPA, на который они вышли. Проблема заключается в том, что Microsoft и SAP имеют нарастающее представление о рынке и просто проверяют спрос на RPA вместо того, чтобы делать его приоритетным в своём бизнесе.

К началу 2020 года компаниям приходится выбирать из более чем 150 продуктов для RPA, и все они значительно различаются по требованиям к производительности, дизайну и подходу к освоению. Это разнообразие привело к тому, что клиентам довольно непросто разобраться в технических нюансах.

По мнению экспертов, в 2020 году произойдёт более четкое разграничение продуктов RPA с разделением поставщиков на две основные категории. К первой относятся вендоры, продукты которых обеспечивают быстрое овладение тактическими преимуществами в рабочих средах, ко второй — поставщики решений стратегического назначения для крупномасштабных корпоративных проектов. С учетом того, что организации работают над расширением проектов автоматизации, более выраженная дифференциация между поставщиками внесет требуемую ясность при выборе RPA-решений, многие из которых к тому же обладают проектными ограничениями.

20.02.2020 Источник TAdviser