10 технологических факторов, которые влияют на конкурентную ситуацию в сфере банкинга в 2020 году

Время чтения: 10 минут

По данным консалтингового агенства PWC

1: Финансовые технологии (FinTech)  станут двигателем развития новых бизнес-моделей.

Долгое время новичкам было достаточно сложно выйти на рынок финансовых услуг. 

Однако все изменилось и ФинТех-дисрапторам удалось переломить эту ситуацию. Под “дисрапторами”, как правило, понимают быстро развивающиеся компании, зачастую стартапы, которые ориентированы на конкретную инновационную технологию или на определенный процесс, будь то мобильный платеж или покупка страховки. В результате они захватывают одни из самых прибыльных элементов цепочки создания ценности финансовых услуг, что особенно пагубно сказывается на других игроках рынка, которые исторически вкладывались в важные, но менее прибыльные виды направления. В недавнем глобальном опросе PwC, проведенном в рамках проекта FinTech, отраслевые респонденты сообщили, что в течение 5 лет они могут лишиться четверти или более бизнеса из-за независимых ФинТех-компаний.

Глобальные инвестиции в FinTech в 2014 году выросли более чем в три раза и составили более 12 миллиардов долларов. Для сравнения, в 2014 году банки по всему миру потратили на IT около 215 миллиардов долларов, включая аппаратное и программное обеспечение, а также внутренние и внешние услуги. 

2: Экономика совместного потребления будет встроена в каждую часть финансовой системы.

К 2020 году потребители будут нуждаться в банковских услугах, но они могут не обращаться за ними в банк. Или, по крайней мере, не в тот банк, о котором вы подумали. Так называемая экономика совместного потребления, возможно, началась еще с автомобилей, такси, гостиничных номеров, но достаточно скоро ее частью станут и финансовые услуги. В этом случае под данным понятием скрывается  децентрализованное владение активами и использование информационных технологий для поиска эффективных способов взаимодействия между поставщиками услуг и потребителями, а не автоматическое обращение в банк, которы й выполняет функции посредника.

3: Блокчейн изменит все.

Несколько отраслей объединились для коммерциализации технологий и их применения в реальных ситуациях предоставления финансовых услуг. Ожидается, что этот всплеск финансирования и инноваций продолжится по мере того, как FinTech перейдет от основного фокуса на розничную торговлю к более широкому институциональному использованию. И хотя многие из подобных компаний, возможно, не выживут в ближайшие пять лет, мы полагаем, что использование “публичных книг” (blockchain “public ledger”) продолжит становиться неотъемлемой частью технологии и операционной инфраструктуры финансовых учреждений.

4: Цифровизация становится мейнстримом

Два десятилетия назад многие крупные финансовые учреждения построили подразделения «электронного бизнеса» (“e-business”), чтобы оседлать волну интереса к электронной торговле. В конце концов, первоначальная «е» ушла, и это стало новой нормой. Развитие Интернета и крупные технологические инвестиции привели к небывалому повышению эффективности бизнеса. Сегодняшняя «цифровая» волна имеет те же маркеры: отдельные команды, бюджеты и ресурсы для продвижения «цифровой» повестки. Она распространяется на все сферы от обслуживания клиентов и операционной эффективности до больших данных и аналитики. В сфере финансовых услуг мы наблюдали применение этого подхода к платежам, розничному банкингу, страхованию и управлению капиталом, а также включая такие направления, как рынки капитала и коммерческий банкинг.

5: «Клиентская аналитика” (“Customer intelligence”) будет определять рост выручки и рентабельности

Знаете ли вы, что ценят ваши клиенты? Вы уверены? Когда-то в основе клиентской аналитики лежали относительно простые данные, построенные на основе фокус-групп и опросов. Это были прокси-серверы для реальных, индивидуализированных данных о поведении клиентов, но результаты были довольно туманными и неопределенными. Теперь, благодаря технологическому прогрессу, предприятия получили доступ к экспоненциально большему объему данных о том, что пользователи делают и чего хотят. Это удивительная возможность для тех, кто может использовать аналитику, чтобы дать клиентам то, что они действительно хотят.

6: Достижения в робототехнике и искусственном интеллекте станут отправной точкой в распространении решоринга и локализации

Мы уже наблюдаем кооперацию ведущих финансовых служб и технологических компаний, использующими роботов и искусственный интеллект для решения ключевых проблем, сокращения расходов и снижения рисков. Они нацелены на конкретную комбинацию возможностей, таких как социальный и эмоциональный интеллект, обработка естественного языка, логическое мышление, выявление закономерностей и самообучение, физические сенсоры, мобильность, навигация и многое другое. Их уже интересует большее, чем просто замена банковского кассира.

Уже сейчас некоторые роботы могут чувствовать информацию об окружающей их среде, распознавать объекты и реагировать на информацию и объекты безопасным и полезным поведением. (Не верите? А ведь беспилотные автомобили уже очень хорошо проявили себя в реальных тестах). Со временем они смогут выполнять не только больший объем задач, но и более сложные алгоритмы. Роботы находятся на ранних стадиях длительного цикла развития, и они все еще сталкиваются с большим количеством технологических препятствий. В ближайшие три-пять лет ожидаются лишь скромные, эволюционные достижения. После этого, однако, мы также ждем стремительного развития, так как новые модели сочетают в себе все более мощные и стандартные модульные платформы с возможностью обучения.

7: Общедоступное облако станет доминирующей инфраструктурной моделью

Как бы ни был значителен сдвиг в сторону облачных вычислений, он только начинается. Сегодня многие финансовые учреждения используют облачные программные приложения (SaaS) для бизнес-процессов, которые можно считать непрофильными, например, CRM, HR и финансовый учет. Они также обращаются к SaaS за «точечными решениями» на периферии своих операций, включая аналитику безопасности и верификацию KYC. Но по мере того, как предложения по применению совершенствуются, и по мере того, как руководство компаний начинает к ний привыкать, технология быстро становится способом обработки основной деятельности. К 2020 году основные сервисные инфраструктуры в таких областях, как потребительские платежи, кредитный скоринг, выписки и счета для основных функций управляющих активами по текущим расчетным документам, будут уже на пути к тому, чтобы стать настоящей утилитой.

8: Кибербезопасность станет главной угрозой для финансовых учреждений.

Руководители финансовых служб уже осознают влияние, которое киберугрозы оказали на их отрасль. В глобальном исследовании PWC от 2016 года 69% руководителей финансовых служб сообщили, что в некоторой степени или крайне обеспокоены киберугрозами (по сравнению с 61% руководителей остальных индустрий). К сожалению, в ближайшие годы ситуация вряд ли изменится к лучшему из-за следующих причин:

  • Использование сторонних поставщиков;
  • Быстро развивающиеся, сложные технологии;
  • Трансграничные обмены данными;
  • Расширение использования клиентами мобильных технологий, в том числе быстрый рост «Интернета вещей»;
  • Усиление трансграничных угроз информационной безопасности.

9: Азия станет ключевым центром технологических инноваций

По прогнозам, в период с 2010 по 2040 год средний класс в мире вырастет на 180%; в Азии средний класс уже больше, чем в Европе. Ожидается, что к концу 2020 года большая часть населения, относящегося к «среднему классу», переместится из Северной Америки и Европы в Азиатско-Тихоокеанский регион. А в ближайшие 30 лет около 1,8 миллиарда человек переедут в города, в основном в Африку и Азию, создавая одну из важнейших новых возможностей для финансовых организаций.

Эти тенденции напрямую связаны с технологическими инновациями. Изначально, по мере того как развитие сельскохозяйственных технологий повышало производительность труда, фермеры начали мигрировать в города в поисках лучших возможностей.  Сначала они нашли рабочие места в капиталоемких отраслях промышленности, таких как производство для местного рынка, а затем, по мере того, как технологии способствовали повышению качества, для рынка глобального. В то же время достижения в области вычислительной техники и телекоммуникаций позволили западным компаниям вывести определенные вспомогательные функции за пределы Филиппин и Индии, создав относительно высокооплачиваемые рабочие места. С течением времени эта тенденция стала только нарастать: увеличение количества рабочих мест в городах привело к улучшению их технологической инфраструктуры, что привлекло работодателей, которые теперь могут обслуживать глобальные рынки. Результат: большая урбанизация и рост среднего класса на развивающихся рынках.

10: Регулирующие органы тоже обратятся к технологии

Использование технологий и их последствия не ограничиваются финансовыми учреждениями. Регулирующие органы также быстро внедряют широкий спектр инструментов сбора и анализа данных. Они пытаются больше узнать о работе отдельных учреждений и об общей системной деятельности. Они также надеются более эффективно контролировать отрасль и предсказывать потенциальные проблемы вместо того, чтобы регулировать их по факту. Примерами этого являются надзорные процедуры и запросы данных, привязанные к «стресс-тестам», обзоры качества активов и усовершенствованные требования к отчетности, в таких городах как Вашингтон, Лондон и Базель. Используя сложные аналитические инструменты для работы с большими объемами данных, регулирующие органы могут сравнивать сценарии и решать потенциальные проблемы до того, как они превратятся в полномасштабные проблемы рынка.